Мониторинг качества образования — важнейшая и неотъемлемая часть современного полноценного образовательного процесса. Организуется с целью получения объективной и достоверной информации о состоянии образования на различных образовательных уровнях.
Качество образования определяется совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты учебной деятельности образовательного учреждения: содержание образования, формы и методы обучения, материально-техническую базу, кадровый состав.
В задачи образовательного мониторинга входит:
-
- непрерывное наблюдение за состоянием образовательного процесса;
- своевременное выявление изменений, происходящих в образовательном процессе, и факторов вызывающих их;
- предупреждение негативных тенденций в организации образовательного процесса;
- осуществление краткосрочного прогнозирования развития важнейших процессов;
- оценка эффективности и полноты.
Одной из целей мониторинга является создание системы накопления результатов исследований их хранения и анализа.
Всероссийские проверочные работы – ВПР
Комплексный проект в области оценки качества образования, направленный на развитие единого образовательного пространства в Российской Федерации, мониторинг введения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), формирование единых ориентиров в оценке результатов обучения, единых стандартизированных подходов к оцениванию образовательных достижений обучающихся.
Все о ВПР на сайте ФИОКО – Федеральный институт оценки качества образования.
Региональные диагностические работы – РДР.
С 2023 года – Региональный мониторинг – РМ.
Городской Сайт поддержки Регионального мониторинга.
Международные сопоставительные исследования по модели Piza
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) является мониторинговым исследованием качества общего образования, которое отвечает на вопрос «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?» Данная программа осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (OECD – Organization for Economic Cooperation and Development).
Исследование проводится трехлетними цикла начиная с 2000 года.
Нормативно-правовая база
1. Приказ от 6 мая 2019 года“Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований“
В октябре-ноябре 2020 года школы Санкт-Петербурга примут участие в оценке по модели PISA.
Материалы открытых заданий
- Официальный сайт ОЭСР.
- Сайт ФИОКО (открытые Онлайн-задания).
- Сайт Центра оценки качества образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования».
Материалы семинаров и вебинаров
На сайте Центра оценки качества образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» выложены материалы семинаров и вебинаров 2018.
Примеры заданий PISA доступны для ознакомления на сайте ФИОКО.
Национальные исследования качества образования – НИКО
Общероссийская программа по оценке качества среднего образования, начатая в 2014 году по инициативе Рособрнадзора.
Программа предусматривает проведение регулярных исследований качества образования по отдельным учебным предметам, на конкретных уровнях общего образования (не реже 2 раз в год), каждое из которых представляет собой отдельный проект в рамках общей программы.
– развитие единого образовательного пространства в Российской Федерации;
– содействие реализации поручений Президента Российской Федерации и программных документов Правительства Российской Федерации в части, касающейся качества образования;
– совершенствование механизмов получения достоверной и содержательной информации о состоянии различных уровней и подсистем системы образования, в том числе с учетом введения ФГОС;
– развитие информационно-аналитической и методологической базы для принятия управленческих решений по развитию системы образования в Российской Федерации;
– содействие эффективному внедрению ФГОС;
– содействие процессам стандартизации оценочных процедур в сфере образования.